Еще совсем недавно в Российском плавании резко проявилась кризисная ситуация. Выступления отечественных пловцов на международной арене были в высшей степени неудачными. Большинством специалистов причинами этого называлось отсутствие полноценного резерва главной сборной команды страны, и как следствие низкая конкуренция среди спортсменов.
Анализ и изучение причин «провальных» выступлений тогдашних составов сборных команд страны привели руководство Всероссийской федерации плавания к однозначному выводу о необходимости выстраивания четкой вертикали подготовки спортсменов, основой которой должна явиться планомерная, качественная и постоянная работа по созданию полноценного резерва, которая не существовала уже длительное время.
В этой связи на основе забытого собственного опыты и с учетом определенного зарубежного опыта Всероссийской федерацией плавания была разработана и запущена программа «Я стану чемпионом!», а в дальнейшем и программа «Переходный состав».
Основными задачами программы «Я стану чемпионом!» явились:
- Отбор наиболее перспективных спортсменов, соответствующих на начальном этапе подготовки параметрам модельных характеристик пловцов мирового уровня.
- Проведение централизованной подготовки в форме учебно-тренировочных мероприятий (УТМ) перспективных юных атлетов, в том числе пловцов, входящих в ТОП 20 (15) лучших в мире/Европе в своих возрастных группах, для участия в Европейском юношеском олимпийском фестивале и юниорских первенствах Европы и чемпионатах мира, юношеских Олимпийских играх.
- Оказание методической помощи личным тренерам в многолетнем планировании подготовки спортсменов с учетом их биологического возраста.
Почти одновременно был дан старт и программе «Переходный состав». Это было обусловлено необходимостью устранения пробела в подготовке при переходе их юношеских сборных страны в главную команду. И создание «промежуточного звена» подготовки спортсменов явилось актуальной и крайне необходимой задачей.
Основной целью этой программы является обеспечение условий для подготовки кандидатов в сборную команду России по плаванию к Олимпийским играм 2020 и 2024 годов. Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:
- Формирование мотивации кандидатов в сборную команду России по плаванию в процессе подготовки к Олимпийским играм 2020 и2024 годов.
- Отбор кандидатов в сборную страны из числа наиболее перспективных спортсменов, соответствующих параметрам модельных характеристик пловцов мирового уровня, способных составить конкуренцию членам основного состава.
- Проведение централизованной подготовки, в форме учебно-тренировочных мероприятий (УТМ) перспективных юных атлетов для участия в чемпионатах Европы и мира.
Результаты семилетней работы по программам «Я стану чемпионом!» и «Переходный состав» изложены в статье Алексея Зубакова «Инвестиции в будущее», опубликованной в газете «Плавание для всех» Всероссийской федерации плавания №40-2017 (с.4), где приводятся сухие, но такие красноречивые статистические данные.
Не станем повторять эти цифры, только отметим, что реализация этих программ позволила уже после полутора лет получить весьма ощутимые результаты на международных юношеских соревнованиях, а после семи лет стало возможным говорить о создании полноценного и перспективного резерва для главной сборной команды страны.
Таким образом, программы «Я стану чемпионом!» и «Переходный состав», реализуемые Всероссийской федерацией плавания, следует отметить, исключительно за счет своих средств, явились тем организационным инструментом, который обеспечил планомерную и эффективную подготовку резерва и который дает необходимый результат.
Имеет смысл обозначить основные факторы успешности и эффективности этих программ. Это позволит в дальнейшем в полной мере развить достигнутый успех.
Этих причин несколько, и они связаны как с решением определенных организационных вопросов, так и ряда методических проблем.
Что касается организации, то уже неоднократно освещалось, что центром реализации программ подготовки резерва стал учебно-тренировочный центр Всероссийской федерации плавания (УТЦ ВФП), располагающийся на базе Волгоградского спортивного плавательного комплекса «Искра» под руководством заслуженного тренера России и СССР Виктора Борисовича Авдиенко.
В настоящее время этот центр является единственным и уникальным учреждением, который в полной мере можно считать прообразом и моделью межрегиональных центров по подготовке дальнего и ближнего резерва для сборной команды страны.
В УТЦ ВФП имеются все необходимые условия для успешной и эффективной работы. Центр располагает уникальной материальной базой, имеется четыре бассейна, два зала сухого плавания, три конференц-зала для теоретических занятий, методический кабинет с обширной базой специальной литературы.
На базе центра работает комплексная научная группа юношеской сборной команды России, в составе которой работают доктор наук, профессор и три кандидата наук.
Методический аспект работы связан, прежде всего, с планомерной работой в рамках разработанной Виктором Авдиенко уникальной методики тренировки. Эта методика в своё время обеспечила волгоградским пловцам и нашей стране только на Олимпийских играх 23 медали, 10 из которых золотые, а на чемпионатах мира - 132 медали, 52 из которых – высшей пробы.
Следует отметить, что в своё время, методика тренировки пловцов волгоградской школы плавания, созданная Виктором Авдиенко на основе собственного эмпирического материала, подвергалась огульной критике.
Вместе с тем, при тщательном анализе, который в своё время никто и не удосужился провести, становится понятным, что эта методика основана на ряде общебиологических и физиологических закономерностях развития адаптированности к физическим нагрузкам и повышения специальной работоспособности спортсменов. Она обеспечивает постоянный рост физических кондиций и спортивных результатов пловцов, предотвращает срыв адаптации и функционирует на основе здоровьесберегающих принципов.
Методика тренировки пловцов, созданная В.Б.Авдиенко в сжатом виде сводится к следующим ключевым положениям:
Первое - основная тренировочная работа на стадиях препубертата и пубертата заключается в выполнении экстенсивных аэробных нагрузок и овладении оптимальной техникой плавания. Это обусловливает некоторое замедление полового созревания и способствует благоприятному соматическому росту и функциональному развитию.
В основе этого лежат процессы, которые, по мнению А.Р.Вороноцова (2009), в полной мере объясняются теорией «гормональных ножниц» и сводятся к следующему:
- Экстенсивная аэробная тренировка подавляет активность гонад и способствует повышению секреции гормонов стресса, включающих гормон роста.
- В течение продолжительных периодов стресса организм снижает общий расход энергии с целью сохранить достаточно энергии для борьбы со стрессом и для роста и развития.
- Репродуктивная система «отключается» от снабжения кислородом и нутриентами.
- Эти гормональные изменения могут замедлять процессы матурации у детей, находящихся на предпубертатной и пубертатной стадиях индивидуального развития.
- Замедленное созревание приводит к удлинению периода соматического роста и более высокому уровню функционального развития.
Кроме того, как показали результаты исследований P.O.Astrand (1963) и B.O.Eriksson (1972), аэробная тренировка умеренной интенсивности до и в начале пубертата является наиболее эффективным стимулятором роста и функционального развития внутренних органов и организма в целом и её эффект выражается в достижении больших размеров сердца, легких, диаметров крупнейших кровеносных сосудов, чем при тренировке в более поздних возрастах. Она гармонизирует работу опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Именно недостаточный объем аэробной тренировки и отсутствие эффективной техники плавания является причиной того, что юные чемпионы «исчезают» в старших возрастах (G.Sokolovas, 2002).
Второе – акцентирование на развитие силовой выносливости на всех дистанциях.
Третье – обеспечение роста спортивных результатов за счет постоянного повышения уровня физических качеств, прежде всего силовой выносливости и скоростно-силовых возможностей.
Четвертое – недопущение состояния перетренированности и срыва адаптации.
Пятое, наиболее важное, - планомерное наращивание мощности движителей и параллельное снижение активного гидродинамического сопротивления. Основной целью тренировки в плавании является достижение как можно большей скорости. В настоящее время имеется два подхода к решению этой задачи:
- Увеличение скорости за счёт наращивания мощности движущих сил (этот подход до недавних пор был основным в тренировке пловцов США и других стран, да и у нас в стране).
- Увеличение скорости за счет снижения гидродинамического сопротивления (этот подход характерен для отечественной школы плавания, инициатором которого явились В.Б. Авдиенко и С.В. Колмогоров).
Оба этих подхода важны, но, по мнению В.Б.Авдиенко, наиболее перспективен именно второй.
Следует отметить, что простое увеличение развиваемой тотальной продвигающей силы движителей пловца в цикле плавательных движений любым из спортивных способов не приводит к увеличению максимальной скорости плавания. Как правило, это приводит к увеличению активного гидродинамического сопротивления у конкретного спортсмена. Как показывает анализ существующей тренерской практики, именно на это и ориентировано подавляющее большинство индивидуальных тренировочных программ спортсменов.
Вместе с тем, повышение скорости плавания может быть достигнуто путем использования оптимальных, а не максимальных значений продвигающей силы движителей пловца. Оптимальные по величине и траектории приложения динамические характеристики работы движителей закономерно приводят к снижению активного гидродинамического сопротивления без ущерба для конечного результата – достижения максимальной скорости плавания.
В методике В.Б. Авдиенко предусматривается достижение оптимального баланса наращивания мощности движителей пловца и снижения активного гидродинамического сопротивления посредством технологии, включающей три основных и взаимосвязанных компонента: тренировочных упражнений, тренировочных категорий и специальных технических устройств.
Следует отметить, что методика тренировки реализуемая в Волгоградском учебно-тренировочном центре Всероссийской федерации плавания постоянно развивается, дополняется и оптимизируется.
Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, следует отметить, что курс, взятый Всероссийской федерации плавания на целенаправленную подготовку резерва, в полной мере оправдывает себя. Эффективность этой работы обеспечивается и рациональным решением организационных вопросов – создание комплексных учебно-тренировочных центров (пока такой центр только один в Волгограде), в которых обеспечивается не только учебно-тренировочная работа с юными пловцами, но и учебно-методическая работа с индивидуальными тренерами и применением эффективной методики тренировки.
Нам представляется, что эффективность работы по подготовке резерва для отечественного плавания была бы еще больше, если бы оказывалась помощь не только Всероссийской федерацией плавания, но государственными органами управления и развития спорта.
Семь лет назад был дан старт большой работе с прицелом на будущее, было посеяно. Сейчас наступает время жатвы. Только следует помнить, что сеять нужно каждый год, чтобы и урожай был постоянным.
Солопов И.Н.
доктор биологических наук, профессор,
зам. руководителя комплексной научной группы
сборной команды России по плаванию по резерву