Заслуженный тренер России и СССР Авдиенко В.Б.
Доктор биологических наук, профессор Солопов И.Н.
В настоящее время весьма остро проявилась необходимость выстраивания четкой вертикали подготовки спортсменов в отечественном плавании, основой которой должна явиться планомерная, качественная и постоянная работа по созданию полноценного резерва. Многолетняя статистика ведущих плавательных стран мира свидетельствует о том, что основной костяк сборных команд на Олимпийских играх составляют победители и призеры юниорских чемпионатов Европы и мира предыдущих лет.
В этой связи крайне актуализируется подготовка как ближнего, так и дальнего резерва национальной сборной команды России по плаванию. Эта цель может быть достигнута только при параллельном решении организационных и методических задач выстраивания системы подготовки юных пловцов.
В организационном плане, как нам представляется и уже неоднократно нами отмечалось, наиболее перспективной моделью является организация специализированных учебно-тренировочных центров, которых по всей стране должно быть не менее 5-6. Прототипом таких центров в полной мере можно считать учебно-тренировочный центр Всероссийской федерации плавания, уже несколько лет функционирующий на базе Волгоградского спортивного плавательного комплекса «Искра» под руководством заслуженного тренера России и СССР Виктора Борисовича Авдиенко.
В настоящее время этот центр является единственным и уникальным учреждением, который в полной мере можно считать моделью межрегиональных центров по подготовке дальнего и ближнего резерва для сборной команды страны. Основными задачами, которые решаются в этом центре, являются:
1. Отбор наиболее перспективных спортсменов, соответствующих на начальном тренировочном этапе подготовки параметрам модельных характеристик пловцов мирового уровня.
2. Проведение централизованной подготовки в форме учебно-тренировочных мероприятий (УТМ) перспективных юных атлетов, в том числе пловцов, входящих в ТОП 20 (15) лучших в мире/Европе в своих возрастных группах, для участия в Европейском юношеском олимпийском фестивале и юниорских первенствах Европы и чемпионатах мира, юношеских Олимпийских играх.
3. Оказание методической помощи личным тренерам в многолетнем и оперативном планировании подготовки спортсменов.
Что касается методического аспекта работы, то, по нашему мнению, наиболее целесообразно использовать методические подходы, разработанные Виктором Авдиенко, которые в своё время обеспечили волгоградским пловцам и нашей стране только на Олимпийских играх 23 медали, 10 из которых золотые, а на чемпионатах мира - 132 медали, 52 из которых – высшей пробы. Следует отметить, что методика тренировки, реализуемая в Волгоградском учебно-тренировочном центре Всероссийской федерации плавания, не потеряла своей актуальности, она постоянно развивается, оптимизируется и приносит весомые плоды, о чём свидетельствуют успехи российских юных пловцов в последние годы на международной арене, большинство которых прошли и проходят подготовку в Волгоградском центре.
Методика, которая реализуется в центре, основана на ряде общебиологических и физиологических закономерностях развития адаптированности к физическим нагрузкам и повышения специальной работоспособности спортсменов. Она обеспечивает постоянный рост физических кондиций и спортивных результатов пловцов, предотвращает срыв адаптации и функционирует на основе здоровьесберегающих принципов.
Основным биологическим базисом методики подготовки пловцов выступает представление о поэтапном и последовательном развитие определенных физиологических механизмов и функциональных свойств организма, лежащих в основе развития адаптированности к физическим нагрузкам и повышения функциональных возможностей организма (Ю.В.Верхошанский, 1988; В.С.Мищенко, 1990; И.Н.Солопов и др., 2010).
Результаты научных исследований свидетельствует, что общее направление развития адаптации организма квалифицированных спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам разного характера, прежде всего, зависит от следующих функциональных свойств - скорости (интенсивности) развертывания физиологических реакций (кардиоре-спираторных и метаболизма), устойчивости, экономичности, мощности и способности к реализации (В.А.Ершов, 1988; В.С.Мищенко, 1990; М.М.Булатова, 1997; В.С.Мищенко и др., 1999; Е.П.Горбанева, 2008; И.Н.Солопов, А.И.Шамардин, 2003; И.Н.Солопов и др., 2010), которые интегрируют в своих изменениях в процессе спортивной тренировки все ключевые морфофункциональные и метаболические сдвиги в организме спортсмена и составляют основу факторов функциональной подготовленности организма спортсменов (В.С.Мищенко, 1990; В.С.Мищенко и др., 1999).
В специальных исследованиях с участием спортсменов различного уровня квалификации было установлено, что физическая работоспособность, рассматриваемая в качестве интегративного показателя функциональной подготовленности, обусловливается на разных этапах многолетней подготовки спортсменов различными факторами.
Изменение уровня специальной рабо¬тоспособности обеспечивается обширным комплексом приспособитель¬ных перестроек, захватывающих все без исключения системы жизнеобес¬печения организма (Ф.З.Меерсон, 1973; Н.Н.Яковлев, 1974; Ю.В.Верхошанский, 1977, 1985; W.Hollmann, T.Hettinger, 1978; А.А.Виру, 1981; B.Saltin, P.Golinick, 1983).
Спортивный результат обеспечивается одними и теми же системами организма и подвергается влиянию одних и тех же факторов, роль этих систем и факторов различна в зависимости от спортивной специализации, возраста и целого ряда других факторов (В.С.Фомин, 1984; Ю.В.Верхошанский, 1985, 1988; Ю.И.Смирнов, 1987; С.Н.Кучкин, 1999; И.Н.Солопов, 2001; И.Н.Солопов, А.И.Шамардин, 2003; И.Н.Солопов и др., 2010). Темп их многолетнего функцио¬нального совершенствования и моменты ускоренного развития могут быть различными. Такая гетерохронность перестроек в процессе адаптации вызывается различными факторами:
- первостепенной важностью различных функциональных систем в обеспечении специфической направленности долговременной адаптации,
- различной их реактивностью (или адапта¬ционной инертностью),
- изменением роли той или иной функ¬циональной системы на различных этапах становления спортивного ма¬стерства (Ю.В. Верхошанский, А. А. Виру, 1987). Установлено, что в ходе многолетней тренировки повышение уровня специальной работоспособности и спортивного результата (S) спортсмена характеризуется линейной связью со спортивным результатом (рис. 1). Динамика же разных функциональных показателей обнаруживает различые тенденции (Ю.В.Верхошанский, 1988).
Рис. 1. Динамика различных функциональных показателей в процессе многолетней тренировки (по: Ю.В.Верхошанский, 1988)
Для одних функциональных показателей (A), оказывающих существенное влияние на повышение спортивных достижений лишь на начальном этапе тренировки, характерен замедляющийся темп прироста.
Для ряда других показателей (B) типичен ускоренный прирост на среднем уровне мастерства, и затем некоторое его замедление. Третья группа функциональных показателей (C) обнаруживает прирост и имеет высокую корреляцию со спортивным результатом на этапе высшего мастерства. Еще одна часть функциональных показателей повышается относительно равномерно и незначительно (W), как следствие целостной приспособительной реакции организма (Ю.В.Верхошанский, 1988; С.Н.Кучкин, 1999; И.Н.Солопов, А.И.Шамардин, 2003; И.Н.Солопов и др., 2010).
В процессе многолетней адаптации происходит повышение уровня работоспособности, сопровождающееся снижением удельного веса развития мощности и подвижности на фоне повышения уровня устойчивости, экономичности и степени реализации возможностей функциональных систем (В.С.Мищенко, 1990; И.Н.Солопов и др., 2010).
Было показано, что на начальном этапе многолетней адаптации физическая работоспособность в основном обусловливается высоким уровнем факторов, образующих категорию «морфофункциональной мощности».
Рис. 2. Динамика доминирования различных факторов, обусловливающих работоспособность на этапе начальной подготовки
На промежуточном этапе (спортивного совершенствования или углубленной специализации), наряду с факторами категории «мощности» в обеспечении физической работоспособности, достоверное значение приобретают факторы «мобилизации» или «предельной мощности функционирования». В это же время подключаются и факторы «экономичности».
Рис. 3. Динамика доминирования различных факторов, обусловливающих работоспособность на этапе спортивного совершенствования
На заключительном этапе многолетней подготовки, этапе высшего спортивного мастерства, ведущее значение уже имеют факторы «эконо-мичности» при сохранении высокого уровня значимости факторов «мобилизации» (И.Н.Солопов, А.И.Шамардин. 2003; И.Н.Солопов и др., 2010).
Рис. 4. Динамика доминирования различных факторов, обусловливающих работоспособность на этапе высшего спортивного мастерства
Исходя из вышеизложенного методика тренировки пловцов, созданная В.Б. Авдиенко, в сжатом виде сводится к следующим ключевым положениям: ПЕРВОЕ основная тренировочная работа на стадиях препубертата и пубертата заключается в выполнении экстенсивных аэробных нагрузок и овладении оптимальной техникой плавания.
Рис. 5. Динамика объемов нагрузки в зависимости от темпов физического развития пловцов
Это обусловливает некоторое замедление полового созревания и способствует благоприятному соматическому росту и функциональному развитию.
В основе этого лежат процессы, которые, по мнению А.Р.Вороноцова (2009), в полной мере объясняются теорией «гормональных ножниц» и сводятся к следующему:
- Экстенсивная аэробная тренировка подавляет активность гонад и способствует повышению секреции гормонов стресса, включающих гормон роста.
- В течение продолжительных периодов стресса организм снижает общий расход энергии с целью сохранить достаточно энергии для борьбы со стрессом и для роста и развития.
- Репродуктивная система «отключается» от снабжения кислородом и нутриентами.
- Эти гормональные изменения могут замедлять процессы матурации у детей, находящихся на предпубертатной и пубертатной стадиях индивидуального развития.
- Замедленное созревание приводит к удлинению периода соматического роста и более высокому уровню функционального развития.
Кроме того, как показали результаты исследований P.O.Astrand (1963) и B.O.Eriksson (1972), аэробная тренировка умеренной интенсивности до и в начале пубертата является наиболее эффективным стимулятором роста и функционального развития внутренних органов и организма в целом и её эффект выражается в достижении больших размеров сердца, легких, диаметров крупнейших кровеносных сосудов, чем при тренировке в более поздних возрастах. Она гармонизирует работу опорнодвигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Объемная дистанционная тренировка умеренной интенсивности обеспечивает планомерное увеличение объема полостей сердца и формирование периферических сосудистых реакций, связанных с распределением кровотока в процессе работы.
Рис. 6. Кровоснабжение мышечных волокон
Следует особо остановиться на развитии именно периферического кровообращения, капиллярной сети, которая выступает важнейшим условием нормального снабжения мышц кислородом и питательными веществами (нутриентами), необходимыми для синтеза протеина. Именно в капиллярах происходит диффузия кислорода и растворённых в крови веществ в тканевые клетки и обратно. В быстрых мышечных волокнах на каждый кубический миллиметр приходится 300-400 капилляров, плотность капилляров в медленных мышечных волокнах в среднем в 3 раза больше.
Поскольку причиной запуска процесса создания капиллярной сети является недостаточность в снабжении мышц кислородом, интенсивность и длительность выполнения упражнения должны быть такими, чтобы мышцы постоянно испытывали кислородное голодание. Тогда как при выполнении непродолжительной и интенсивной нагрузки, когда энергообеспечение преимущественно идёт без участия кислорода, стимулы для создания дополнительных капилляров в мышечных волокнах отсутствуют. Исходя из этого длительность работы должна быть такой, чтобы аэробный механизм ресинтеза АТФ успевал выйти на уровень своей максимальной мощности и поддерживался на этом уровне как можно дольше.
Периферические сосудистые реакции носят стойкий локальный, дифференцированный характер и более четко отражают специфику адаптации организма к работе на выносливость, чем такие показатели, как пульс, МПК, ударный объем крови (П.П. Озолинь, 1984; Ю.В.Верхошанский, Е.Н.Залеев, 1989), и являются необходимой предпосылкой к скоростной работе (P.Astrand, K.Rodahl, 1977; А.Г.Дембо, 1980).
В тоже время следует отметить, что преждевременная интенсификация скоростной дистанционной работы, временно повышая спортивный результат, ведет к перенапряжению функции сердечно-сосудистой системы, создает предпосылки к дистрофии миокарда (А.Г.Дембо, 1980; П.П. Озолинь, 1984), что в целом нарушает планомерность тренировочного процесса. Именно недостаточный объем аэробной тренировки, отсутствие эффективной техники плавания и преждевременная работа гликолитической направленности является причиной того, что юные чемпионы «исчезают» в старших возрастах (G.Sokolovas, 2002).
ВТОРОЕ – обеспечение роста спортивных результатов за счет постоянного повышения уровня физических качеств, прежде всего акцентированно - силовой выносливости и скоростно-силовых возможностей на всех дистанциях.
Спортивные результаты в плавании весьма тесно связаны с уровнем силовой выносливости. Известно, что скорость плавания, прежде всего, зависит от мощности гребка. Основу же мощности составляет сила (С.М.Вайцеховский, 1965; Н.Ж.Булгакова и др., 2001).
Специфика силовых качеств, необходимых пловцу, обусловлена характером сил сопротивления при плавании. Она обусловлена следующим:
а) усилия спортсмена не превышают 70 % его силовых возможностей;
б) время контакта движителя с опорой весьма продолжительное, а характер приложения усилий равноускоренный (по типу нажима);
в) усилия проявляются в рамках сложного двигательного навыка.
В этой связи силовая подготовка пловца предусматривает развитие различных видов силовых качеств: максимальной и взрывной силы, скоростно-силовой и силовой выносливости.
Максимальная и взрывная сила в значительной мере обусловливают уровень скоростных возможностей, влияя на величину силы тяги, развиваемой при плавании, на качество стартовых прыжков и поворотов.
С увеличением длины соревновательной дистанции влияние максимальной и взрывной сил ослабевает, а роль силовой выносливости возрастает, которая во многом определяет результаты на всех дистанциях, независимо от способа плавания, однако все-таки большее влияние она оказывает на проплывание дистанций 800 и 1500 м (А.Д.Викулов, 2004).
Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению мышечной работе, требующей значительных силовых напряжений.
Силовая выносливость является сложным, комплексным физическим качеством и определяется как уровнем развития вегетативных функций, обеспечивающих необходимый кислородный режим организма, так и состоянием нервно-мышечного аппарата. При работе с околопредельными мышечными усилиями уровень ее развития определяется преимущественно максимальной силой. С уменьшением величины рабочих усилий возрастает роль факторов вегетативного обеспечения. Границей перехода работы с преимущественным преобладанием «силового» или «вегетативного» факторов в спортивной практике принято считать нагрузку с усилием в 30% от индивидуального максимума.
Вследствие этого развитие силовой выносливости должно вестись комплексно, на основе параллельного совершенствования вегетативных систем и силовых способностей.
Основным методом развития силовой выносливости является метод повторных усилий с реализацией различных методических приемов. Однако, сложность развития этого двигательного качества заключается еще и в возможном отрицательном взаимодействии эффектов тренировочных упражнений, направленных на совершенствование факторов, обеспечивающих проявление данного качества.
Выделяют два основных методических подхода при аналитическом совершенствовании силовой выносливости.
Первый подход заключается в совершенствовании фосфагенной системы энергообеспечения за счет: увеличения мощности анаэробного алактатного процесса; расширения анаэробной алактатной емкости (увеличения объема внутримышечных источников энергии); повышения эффективности реализации имеющегося энергетического потенциала путем совершенствования техники рабочих движений.
Второй подход к развитию силовой выносливости при мышечной работе в условиях анаэробного гликолиза заключается в совершенствовании механизмов компенсации неблагоприятных ацидотических сдвигов за счет:
увеличения буферной емкости крови; повышения окислительных возможностей организма, то есть его аэробной мощности (https://sport-51.ru/article/proper-exercise/5986-metody-razvitiya-silovoy-vynoslivosti.html).
ТРЕТЬЕ – недопущение состояния перетренированности и срыва адаптации.
Спортсмен высокой квалификации постоянно балансирует на грани между оптимальным уровнем тренировки и перетренированностью (Я.Ю.Смакотнин, 2011; Г.А.Макарова и др., 2014). Известно, что на «пике спортивной формы» заболеваемость у спортсменов увеличивается в несколько раз. Срыв адаптации и состояние перетренированности приводят к нарушению всего плана подготовки пловца.
Перетренированность (overtraining) определяется как накопление тренировочного и/или нетренировочного стресса, приводящее к долговременному снижению работоспособности при наличии или отсутствии соответствующих физиологических и психологических признаков и симптомов плохой адаптации, в силу которой восстановление работоспособности может занять несколько недель или месяцев (R. Kreider et al., 1998).
Отечественные авторы определяют перетренированность как патологическое состояние, проявляющееся дизадаптацией, нарушением достигнутого в процессе тренировки уровня функциональной готовности, изменением регуляции деятельности систем организма, оптимального взаимоотношения между корой головного мозга и нижележащими отделами нервной системы, двигательным аппаратом и внутренними органами (Н.Д.Граевская, 1987; Л.Остапенко, 2009).
Маркерами (симптомами, признаками) синдрома перетренированности выступают:
- сниженная работоспособность;
- состояние утомления;
- плохое настроение (раздражительность, гнев, депрессию, апатию, негативное отношение к тренировкам, психологическое истощение);
- частые инфекции верхних дыхательных путей;
- повторные травмы;
- болезненные ощущения в мышцах и распространенная боль в суставах (V.L.Reid, 2004).
Наиболее часто синдром перетренированности характеризуется снижением специальной спортивной работоспособности в сочетании с нарушениями психоэмоционального статуса (раздражительность, депрессия, негативное отношение к тренировкам и т.п.) (Г.А.Макарова и др., 2014).
В качестве причин возникновения синдрома перетренированности у спортсменов могут выступать следующие факторы:
- недиагностированные заболевания и патологические состояния;
- стрессорные физиологические факторы: многократная смена часовых поясов, недозированное использование дополнительных факторов адаптации (среднегорье, высокогорье, гипоксическая тренировка в лабораторных условиях), тренировки в условиях повышенных или пониженных температур, загрязненного воздуха, бытовые и профессиональные интоксикации;
- гигиенические факторы: алиментарные (отрицательный энергетический баланс, недостаточное потребление углеводов и/или белков, дефицит железа, магниевая недостаточность и др.); нарушение питьевого режима - хронический дефицит жидкости; нарушения режима (недостаточный сон, употребление алкоголя, курение и т. п.);
- побочные действия фармакологических препаратов;
- стрессорные психологические факторы (длительный соревновательный стресс, особенности структуры личности, неблагоприятная социальная среда и др.);
- полное игнорирование текущего медико-биологического контроля;
- ошибки в организации и содержании тренировочного процесса (Г.А.Макарова и др., 2014).
Основными ошибками тренировочных программ, приводящими к возникновению синдрома перетренированности, являются:
- недостаточное время для восстановления;
- слишком быстрое повышение требований к физической форме спортсмена;
- форсированный рост тренировочных нагрузок после вынужденного перерыва из-за болезни или травмы;
- чрезмерно высокий объем максимальных и субмаксимальных нагрузок;
- превышение допустимых объемов интенсивных тренировок при подготовке к состязаниям, требующим выносливости;
- монотонность тренировочных нагрузок;
- чрезмерно напряженный календарь соревновательного периода, в связи с чем во время состязаний спортсмен слишком часто нарушает предписанный режим дня и недостаточно тренируется;
- нарушение методики проведения тренировок;
- недоверие спортсмена к тренеру (L.L.Smith, 2000; Г.А.Макарова и др., 2014).
ЧЕТВЕРТОЕ, наиболее важное, - планомерное наращивание мощности движителей и параллельное снижение активного гидродинамического сопротивления.
Основной целью тренировки в плавании является достижение как можно большей скорости. В настоящее время имеется два подхода к решению этой задачи:
- 1. Увеличение скорости за счёт наращивания мощности движущих сил (этот подход до недавних пор был основным в тренировке пловцов США и других стран, да и у нас в стране).
- 2. Увеличение скорости за счет снижения гидродинамического сопротивления (этот подход характерен для отечественной школы плавания, инициатором которого явились В.Б. Авдиенко и С.В. Колмогоров).
Оба этих подхода важны, но, по мнению В.Б.Авдиенко, наиболее перспективен именно второй.
Следует отметить, что простое увеличение развиваемой тотальной продвигающей силы движителей пловца в цикле плавательных движений любым из спортивных способов не приводит к увеличению максимальной скорости плавания. Как правило, это приводит к увеличению активного гидродинамического сопротивления у конкретного спортсмена. Как показывает анализ существующей тренерской практики, именно на это и ориентировано подавляющее большинство индивидуальных тренировочных программ спортсменов.
Вместе с тем, повышение скорости плавания может быть достигнуто путем использования оптимальных, а не максимальных значений продвигающей силы движителей пловца. Оптимальные по величине и траектории приложения динамические характеристики работы движителей закономерно приводят к снижению активного гидродинамического сопротивления без ущерба для конечного результата – достижения максимальной скорости плавания.
В методике В.Б. Авдиенко предусматривается достижение оптимального баланса наращивания мощности движителей пловца и снижения активного гидродинамического сопротивления посредством технологии, включающей три основных и взаимосвязанных компонента: тренировочных упражнений, тренировочных категорий и специальных технических устройств (например, тренажер силового лидирования, рис. 7).
Рис. 7. Тренажер силового лидирования
Вышеизложенное касается многолетней спортивной подготовки спортсменов, и пловцов в том числе.
Вместе с этим, есть все основания полагать, что аналогичные закономерности развития функциональных возможностей и специальной физической работоспособности характерны и для макроциклов, которые являются основными структурными образованиями, в течение которого осуществляется повышение функционального потенциала до более высокого уровня.
Конкретным критерием практической эффективности решения этой задачи является такая организация тренировочного процесса, которая обеспечивает возможность реализации текущего адаптационного резерва организма и выхода его на новый, более высокий, уровень функциональных возможностей (А.А.Виру, 1981; Е.П.Врублевский, А.В.Левченко, 1988; Ю.В.Верхошанский, Е.Н.Залеев, 1989; Ю.В.Верхошанский, 1991).
Повышение эффективности физической подготовки важно во все основные периоды тренировочного макроцикла, но особенно - в подготовительном, который является ключевым, так как именно в этот период осуществляется формирование необходимого (запланированного) уровня функциональной подготовленности пловцов, выступающей функциональной основой для развития и совершенствования всех других видов подготовленности. Достижение этого осуществляется поэтапно, что организационно и методически реализуется в решении задач общеподготовительного и специально-подготовительного этапов подготовительного периода (А.А.Кашкин, 2001; В.Б.Авдиенко и др., 2005).
К основным задачам общеподготовительного периода относятся создание прочной базы физической подготовленности, существенное повышение уровня мощности, емкости, эффективности аэробной производительности, увеличение максимальной мышечной силы, силовой выносливости в аэробных и аэробно-анаэробных режимах работы (В.Б.Авдиенко и др., 2005).
На специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировка направлена на повышение специальной работоспособности, что достигается широким применением специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, и собственно соревновательных. Акцентировано используются интенсивные развивающие нагрузки анаэробно-аэробного и анаэробно-гликолитического характера в воде. На суше используются упражнения для повышения уровня скоростно-силовых качеств и специальной силовой выносливости. Содержание тренировки предполагает развитие комплекса качеств (скоростных возможностей, специальной выносливости и др.) на базе предпосылок, созданных на общеподготовительном этапе, при значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению качества отдельных компонентов специальной работоспособности (А.А.Кашкин, 2001; В.Б.Авдиенко и др., 2005).
По мнению ряда специалистов, повышение эффективности специальной физической и функциональной подготовки, и в основном в подготовительном периоде, может быть достигнуто за счет более рациональной организации тренирующих воздействий, учитывающей физиологические закономерности развития адаптации к физическим нагрузкам, определенную этапность и последовательность мобилизации физиологических резервов организма и совершенствования функциональных свойств организма (Ф.З.Меерсон, 1973; В.Н.Платонов, 1980, 1984, 1986; А.А.Виру, 1981; Ю.В.Верхошанский, 1985, 1988; P. Tschiene, 1985; M.Portman, 1986; Ю.В.Верхошанский, А.А.Виру, 1987; А.С.Солодков, 1988; В.С.Мищенко, 1990; С.Н.Кучкин, 1999; М.Р.Смирнов, 1999; И.Н.Солопов, А.И.Шамардин, 2003; И.Н.Солопов, 2007; С.С.Ганзей и др., 2009; С.С.Ганзей, 2011).
Исходя из этого, мы полагаем, что на разных этапах тренировочного макроцикла квалифицированных пловцов методика повышения функциональных возможностей должна предусматривать последовательное воздействие на параметры функциональной мощности, затем функциональной мобилизации, устойчивости и экономизации.
Решение данных задач должно осуществляться в рамках методики оптимальной по структуре и содержанию тренирующих воздействий, учитывающей физиологические закономерности повышения функциональных возможностей организма, предусматривающей интенсификацию тренировки посредством повышения анаэробных возможностей на базе высокого уровня развития аэробной выносливости (В.Н. Платонов, 1998; В.Н.Платонов, М.М.Шабир, 2000; В.Б.Авдиенко и др., 2005 И.Н.Солопов, А.И.Шамардин, 2003; И.Н.Солопов и др., 2010).
В подготовке спортсмена высшего класса важное значение имеет, не только высокий тренирующий потенциал нагрузки, но и качественный характер обеспечиваемого с ее помощью тренировочного эффекта. Комплексный состав и валовый объем нагрузки эту задачу решить не могут, поскольку вызывают обобщенную реакцию организма, в которой качественный критерий нагрузок разной направленности выражен слабо и, кроме того, одни нагрузки могут негативно влиять на тренировочный эффект других нагрузок. Поэтому целесообразно использовать на отдельных этапах макроцикла так называемые однонаправленные нагрузки, т. е. нагрузки какой-то одной преимущественной направленности тренирующего воздействия. Таким образом, наряду с объемом и интенсивностью важным рычагом управления ходом адаптационного процесса становится специфичность тренирующего воздействия нагрузки (Ю.В.Верхошанский, 1991).
Идея принципа суперпозиции заключается в преимущественном использовании тех или иных нагрузок на том этапе тренировки, где они объективно необходимы в соответствии с логикой развития адаптационного процесса. Целесообразная последовательность, преемственность и продолжительность отдельных тренирующих воздействий, определяются различной адаптационной инертностью физиологических систем организма и объективно обусловленным порядком в усилении напряженности их функционирования (Ю.В.Верхошанский, 1991). Важно подчеркнуть, что нагрузки различной тренирующей направленности не разграничены во времени по принципу: закончились одни, начались другие. В ходе тренировки одни нагрузки постепенно заменяются другими или изменяется их преимущественная направленность. При этом предыдущие нагрузки готовят функционально-морфологическую основу для эффективного воздействия на организм последующих нагрузок, а последующие нагрузки, решая свои специфические задачи, способствуют дальнейшему совершенствованию предыдущих адаптационных приобретений организма, но уже на более высоком уровне интенсивности его функционирования (А.А.Виру, 1981; Ю.В.Верхошанский, А.А.Виру, 1987; Ю.В.Верхошанский, 1991).
Взаимосвязь нагрузок различной преимущественной направленности предполагает рациональное сочетание их во времени, обеспечивающие достижение требуемого кумулятивного тренировочного эффекта (В.Б.Авдиенко, С.Н.Кучкин, 1986; Г.Ю.Голубев и др., 2006).
По имеющимся экспериментальным материалам, положительное взаимодействие нагрузок, направленных на развитие выносливости, обнаруживается в тех случаях, когда:
- упражнения аэробного характера выполняются после нагрузок с алактатным анаэробным воздействием;
- упражнения аэробного характера выполняются после нагрузок с гликолитическим анаэробным воздействием (в небольшом объеме);
- упражнения гликолитической анаэробной направленности выполняются после нагрузок, оказывающих алактатное анаэробное воздействие.
В этих условиях предшествующая тренировочная нагрузка создает благоприятные условия для выполнения последующей и повышения эффективности тренировочного занятия в целом (Е.Ширковец, 1989; Г.Ю.Голубев и др., 2006).
Более того, было показано, что после того как направленность адаптационных процессов в организме в макроцикле цикле тренировки будет сориентирована на экономизацию функций, эффективность использования средств и методов для повышения уровня факторов мощности и подвижности будет существенно снижена (А.Эделев, 2002).
Что касается общей стратегии построения тренировочной работы в макроцикле вообще, и в подготовительном периоде в том числе, то к настоящему времени имеется целый ряд прогрессивных разработок, уже в определенной мере апробированных на практике, и позволяющих существенно повысить эффективность тренировочного процесса (Ю.В.Верхошанский, 1985, 1988, 1991; М.М.Шабир, 1988; В.Н.Селуянов и др., 1993; В.Н.Платонов, 1998; М.Р.Смирнов, 1999).
В ряде работ отмечается, что тренировочный процесс - это не аддитивное образование, составляемое из набора микроциклов, комбинируемых в том или ином линейном сочетании, а монолитное целое. Целостность тренировочного процесса во времени обусловлена определенной протяженностью, фазовостью и гетерохронностыо развития приспособительных реакций на уровне отдельных физиологических систем организма, а также объективной последовательностью, преемственностью и сопряженностью его морфофункциональных перестроек при переходе от срочной к долговременной адаптации (Е.П.Врублевский, А.В.Левченко, 1988; Ю.В. Верхошанский, Е.Н.Залеев, 1989; Ю.В.Верхошанский, 1991).
На основании экспериментальных данных отмечается целесообразность в начале макроцикла, когда соревновательное упражнение выполняется на умеренной скорости, избирательно интенсифицировать режим работы двигательного аппарата средствами специальной физической подготовки (Л.С.Соколова и др., 1979; Ю.В.Верхошанский, 1991), по воздействию направленными на те мышечные группы, которые преимущественно мобилизуются в условиях соревнований. После этого, рекомендуется использовать в качестве интенсифицирующего фактора выполнение соревновательного упражнения на постепенно повышающейся скорости. Отмечается, что при этом благодаря предварительной морфофункциональной подготовке двигательного аппарата и других физиологических систем организма, это не приведет к его перенапряжению (Ю.В.Верхошанский, 1991).
Указывается, что такая стратегия организации нагрузок в макроцикле обеспечивает повышение интенсивности тренировочного процесса в целом, осуществляемое с учетом адаптационной инертности отдельных систем организма и без ущерба для планомерного протекания процесса его адаптации к условиям конкретной спортивной деятельности.
Средства специальной физической подготовки должны, прежде всего, совершенствовать способность организма производить энергию, необходимую для эффективной работы мышц в том специфическом двигательном режиме, который преимущественно присущ данному виду спорта. Это выражается как в развитии мощности процессов, высвобождающих энергию для работы мышц, так и в увеличении емкости соответствующих энергетических источников.
Обозначенная структура тренирующих нагрузок в макроцикле предполагает в качестве необходимого условия согласованное во времени единство целенаправленного, концентрированного развития локальной мышечной выносливости (комплексного совершенствования окислительных и сократительных свойств мышц, выполняющих основную работу), планомерно-последовательного совершенствования функций сердца и сосудистой системы и постепенной интенсификации работы (Н.И.Волков и др., 1978; Ю.В.Верхошанский, 1985, 1988; Ю.В.Верхошанский, Е.Н.Залеев, 1989).
На основании выше изложенных позиций Ю.В.Верхошанский (1991) рассматривает тренировочный макроцикл как единство трех относительно самостоятельных этапов, объединенных определенной логикой последовательного и преемственного решения главной целевой задачи - подготовки спортсмена к соревнованиям:
Общеподготовительный и специально-подготовительный этапы подготовительного периода имеют задачей повышение моторного потенциала организма спортсмена как объективно необходимого условия для успеха последующей работы над повышением скорости соревновательного упражнения. Повышение моторного потенциала спортсмена происходит в соответствии с определенными, детерминированными биологической природой организма закономерностями его адаптации к напряженной мышечной деятельности и обеспечивается преимущественно средствами специальной физической подготовки.
Предсоревновательный этап - предусматривает овладение умением выполнять соревновательное упражнение на высокой скорости (мощности усилий), вплоть до предельной. Для этого преимущественно используются нагрузки, моделирующие условия соревновательной деятельности.
Соревновательный этап (период) - имеет задачей дальнейшее повышение до возможного предела скорости, выполнения соревновательного упражнения и достижения к главным стартам высокой надежности соревновательного мастерства.
Логика последовательности и преемственности этих этапов такова: на подготовительном этапе обеспечивается морфофункциональная подготовка организма к специфическому скоростному режиму работы; на предсоревновательном этапе на базе предварительной морфофункциональной подготовки совершенствуется способность к выполнению спортивного упражнения на высокой скорости и создаются предпосылки для успешного участия в соревнованиях.
В рамках данной концепции организации тренирующих воздействий в макроцикле Ю.В.Верхошанским обозначается два основополагающих принципа – «суперпозиции» и «антигликолитической направленности» тренировки (Ю.В. Верхошанский, 1985, 1988, 1991; Ю.В.Верхошанский, Е.Н.Залеев, 1989).
Принцип суперпозиции предусматривает последовательное наложение более интенсивных и более специфических тренирующих воздействий на адаптационные следы, оставленные в организме предыдущими нагрузками. В ходе тренировки одни нагрузки постепенно заменяются другими, причем предыдущие готовят функционально-морфологическую основу для эффективного воздействия на организм следующих нагрузок, а последующие, решая свои специфические задачи, способствуют дальнейшему совершенствованию предыдущих адаптационных потребностей организма, но уже на более высоком уровне интенсивности его функционирования.
Принцип антигликолитической направленности тренировки предполагает такую целевую ориентацию процесса адаптации организма к скоростной работе, требующей выносливости, которая позволит свести к возможному минимуму привлечение гликолиза для ее энергообеспечения. Для этого сначала необходима фундаментальная подготовка организма к скоростному режиму работы (нагрузки должны быть направлены на увеличение объема полостей сердца и формирование периферических сосудистых реакций, совершенствование сократительных свойств мышц и улучшение окислительной способности медленных мышечных волокон типа I). Лишь после этого можно переходить к непосредственной работе над скоростью и повышением средней мощности работы организма на соревновательной дистанции (нагрузки, способствующие повышению мощности миокарда и буферных систем организма, совершенствованию окислительных свойств быстрых мышечных волокон типа II) (Ю.В. Верхошанский, 1985, 1988, 1991; Ю.В.Верхошанский, Е.Н.Залеев, 1989).
Соответственно выше обозначенным положениям и принципам организация тренирующих воздействий различной направленности, подбор методов и средств, направленных на повышение функциональных возможностей квалифицированных пловцов должна учитывать этапность развития свойств и формирование структуры функциональной подготовленности и предусматривать последовательное (этапное) воздействие на параметры функциональной мощности, затем функциональной мобилизации, устойчивости и экономизации.
Типовая схема распределения тренировочных нагрузок различной направленности воздействия и их динамика представлена на рис. 8.
Из представленной схемы видно, что от начала к концу всего подготовительного периода предусматривается постепенное снижение общего объема тренировочных нагрузок при параллельном возрастании их интенсивности в соответствие с рекомендациями, приводимыми в литературе (В.Н.Платонов, М.М.Шабир, 2000; В.Б.Авдиенко и др., 2005; Г.Ю.Голубев и др., 2006).
Рис. 8. Технологическая схема и структура специальной физической и функциональной подготовки квалифицированных пловцов на разных этапах подготовительного периода тренировочного макроцикла
Характеризуя выделенные этапы макроцикла в общем следует отметить, что тренировочная работа, проделанная на каждом из них создает функциональную основу для последующего этапа.
Это достигается поэтапным решением задач по развитию морфофункциональной мощности (на общеподготовительном этапе), затем функциональной мобилизации – способности по реализации и утилизации достигнутого морфофункционального потенциала организма (на специально-подготовительном этапе) и в завершении – повышению функциональной экономизации (предсоревновательный этап).
Общей задачей общеподготовительного этапа является повышение функциональной мощности. Функциональная мощность представляет собой мощность функционирования всех механизмов, обеспечивающих физическую работоспособность и рассматривается как специфическая характеристика, определяемая уровнем энергопродукции и энергозатрат, необходимых для выполнения механической работы в движениях различного рода (В.С.Мищенко, 1990). Согласно литературным источникам, в качестве факторов мощности рассматриваются характеристики морфофункционального статуса организма, а также показатели физиологических систем, регистрируемые при максимальных мышечных нагрузках и отражающие максимум мощности функционирования организма (В.С. Горожанин, 1984; С.П. Кучкин, 1986; В.С. Мищенко, 1990; С.С.Ганзей, 2011).
На специально-подготовительном этапе подготовительного периода главной задачей являлось повышение мобилизационных возможностей организма. Известно, что одним из ключевых моментов спортивной тренировки (развития адаптированности) является повышение мобилизационных возможностей или «функциональной мобилизации», что выражается в более быстром выходе функциональных систем на необходимый уровень изменений при начале выполнения физической нагрузки, повышении предельных возможностей организма в процессе специфической мышечной деятельности (в том числе и в отношении энергопродукции), повышении способности организма удерживать высокий уровень интенсификации функций, ускорении и повышении эффективности течения восстановительных процессов (С.Н.Кучкин, 1986; В.М.Волков, 1990; А.С. Солодков, 1995; И.Н.Солопов, А.И.Шамардин, 2003; Е.П.Горбанева, 2008; И.Н.Солопов и др., 2010).
Повышение уровня функциональной мобилизации осуществлялось посредством применения средств развития гликолитических возможностей организма, лежащих в основе скоростной выносливости и силовых возможностей, проявляемых при плавании.
Для развития функциональной мобилизации использовались следующие средства и методические приемы: интервальная тренировка (для развития максимальной мощности гликолиза, упражнения на развитие максимальной силы и максимальной силы тяги в воде).
На предсоревновательном этапе подготовительного периода основной задачей является развитие скоростных возможностей и повышение функциональной экономизации.
Как известно, функциональная экономизация проявляется в формировании трех адаптационных приспособлений. Во-первых, в более быстром усилении функций в начале работы, что увеличивает долю участия в ее энергетическом обеспечении выгодных аэробных процессов. Во-вторых, в уменьшении функциональных сдвигов и снижении энергетических расходов во время нагрузки. И в третьих, в ускорении восстановительных процессов (В.М.Волков, 1990; И.Н.Солопов, А.И.Шамардин, 2003; Е.П.Горбанева, 2008; И.Н.Солопов и др., 2010).
Следует отметить, что на данной схеме предусмотрено использование, как неотъемлемой части средств тренировки, дополнительных, так называемых эргогенических средств. В данном случае в качестве таковых мы предлагаем применять различные способы воздействия на дыхательную функцию пловцов – регламентированные режимы дыхания. Более подробный разговор об этом направлении оптимизации и повышения тренировочного эффекта станет предметом нашего следующего сообщения.
ЛИТЕРАТУРА
- Авдиенко, В.Б. Моделирование ведущих факторов подготовки юных пловцов на этапный спортивный результат / В.Б.Авдиенко, С.Н.Кучкин // Вопросы повышения эффективности подготовки юных пловцов Волгоград, 1986.- С. 45-51.
- Авдиенко, В.Б. Организация и планирование спортивной тренировки в плавании / В.Б.Авдиенко, Т.М.Воеводина, В.Ю.Давыдов, В.А.Шубина В.А. - Самара: СГПУ, 2005. – 72 с.
- Булатова, М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: автореф. дис. … док. пед. наук /М.М.Булатова. - Киев, 1996. - 50 с.
- Булгакова, Н.Ж. и др. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.
- Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 152 с.
- Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 217 с.
- Верхошанский, Ю.В. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам / Ю.В.Верхошанский, А.А.Виру // Физиология человека, 1987. – Т. 13. - № 5. – С. 811-818.
- Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
- Верхошанский, Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле / Ю.В.Верхошанский // Теория и практика физической культуры, 1991. - №2. – С. 24-31.
- Верхошанский, Ю.В. Система тренировки в беге на средние дистанции в годичном цикле / Ю.В.Верхошанский, Е.Н.Залеев // Научно-спортивный вестник, 1989. - № 6.- С. 3-8.
- Верхошанский, Ю.В. Система тренировки в беге на средние дистанции в годичном цикле / Ю.В.Верхошанский, Е.Н.Залеев // Научно-спортивный вестник, 1989. - № 6.- С. 3-8.
- Викулов, А.Д. Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов.— М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 367 с.
- Виру, А. А. Гормональные, механизмы адаптации и тренировки / А.А.Виру. Л.: Наука, 1981. 156 с.
- Волков, Н.И. Факторная структура специальной работоспособности юных пловцов / Н.И.Волков, В.К.Науменко, Ю.И.Смирнов // Теория и практика физической культуры, 1978.- № 8.- С. 37-41.
- Волков, В.М. Тренировка и восстановительные процессы/ В.М.Волков. - Смоленск: СГИФК, 1990.- 149 с.
- Воронцов. А.Р. Многолетняя тренировка юных пловцов/ А.Р.Воронцов.- 2009. http://www.myshared.ru/slide/749556/
- Врублевский, Е.П. Организация подготовки квалифицированных барьеристок (400 м) в годичном цикле / Е.П.Врублевский, А.В.Левченко // Теория и практика физической культуры, 1988. - №9. – С. 34-35.
- Ганзей, С.С. Функциональная подготовка юных пловцов в подготовительном периоде/ С.С.Ганзей, В.Б.Авдиенко, В.П.Черкашин, И.Н.Солопов // Ярославский педагогический вестник. Серия Гуманитарные науки, 2009. - № 4 (61). – С. 65-71.
- Ганзей, С.С. Этапное повышение функциональных возможностей организма в подготовительном периоде тренировочного макроцикла квалифицированных пловцов / С.С.Ганзей// Проблемные вопросы функциональной подготовки спортсменов. – Волгоград: ВГАФК, 2011. - С. 50-61.
- Голубев, Г.Ю. Организация учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ по плаванию / Г.Ю.Голубев, В.Ю.Давыдов, А.Д.Калинин, Т.М.Воеводина. - Самара: СГПУ, 2006. – 112 с.
- Горбанева, Е.П. Качественные характеристики функциональной подготовленности спортсменов / Е.П.Горбанева. - Саратов: «Научная Книга», 2008.- 145 с.
- Горожанин, В.С. Нейрофизиологические и биохимические механизмы физической работоспособности / В.С. Горожанин // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. - М., 1984.- С. 165-199.
- Граевская, Н. Д. Оценка функционального состояния спортсменов по показателям состояния и взаимосвязи различных физиологических систем организма / Н. Д. Граевская // Современная система и методы врачебного контроля в спорте. - Малаховка: МОГИФК, 1987. - С. 4-12.
- Дембо, А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины/ А.Г. Дембо. - М.: Физкультура и спорт, 1980. – 294 с.
- Ершов, В.А. Структура специальной работоспособности пловцов различной специализации / В.А. Ершов // Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности. Тез. докл. XIX Всес. конф.- Волгоград, 1988.- С. 137-138.
- Кашкин, А.А. Проблема формирования специальной подготовленности юных пловцов на этапе многолетней тренировки: автореф. дис. … док. пед. наук / А.А.Кашкин. - М.: РГАФК 2001. С. 54.
- Кучкин, С. Н. Резервы дыхательной системы (обзор и состояние проблемы) / С.Н.Кучкин // Резервы дыхательной системы. – Волгоград, 1999. – С. 7-51.
- Кучкин, С. Н. Резервы дыхательной системы и аэробная произво-дительность организма: автореф. дис. ... докт. мед. наук / С.Н.Кучкин. – Казань, 1986. – 48 с.
- Макарова, Г.А. Синдром перетренированности у спортсменов (обзор отечественной и зарубежной литературы). Часть 1/ Г.А.Макарова, С.Н. Волков, Ю.А. Холявко, С.А. Локтев// Физическая культура, спорт – наука и практика, 2014.- №3. С.- 29-37.
- Меерсон, Ф.3. Общий механизм адаптации и профилактики / Ф.З.Меерсон. - М.: Медицина, 1973. - 360 с.
- Мищенко, В. С. Функциональные возможности спортсменов / В. С. Мищенко. – Киев: Здоровья, 1990. – 200 с.
- Мищенко, В.С. Функциональная подготовленность как интегральная характеристика предпосылок высокой работоспособности спортсменов. Методическое пособие / В.С.Мищенко, А.И.Павлик, В.Ф.Дъяченко. - К.-1999. -С.6-12, 23-40
- Озолинь П.П. Адаптация сосудистой системы к спортивным нагрузкам/ П.П.Озолинь. – Рига: Зинанте, 1984. – 134 с.
- Платонов, В.Н. О «концепции периодизации спортивной тренировки» и развитии общей теории подготовки спортсменов / В.Н.Платонов // Теория и практика физической культуры, 1998, № 8, с. 23-26, 39-46.
- Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 288 с.
- Платонов, В.Н. Построение подготовки в течение года / В.Н.Платонов, М.М.Шабир// Плавание. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - С. 204-253.
- Платонов, В.Н. Современная спортивная тренировка / В.Н.Платонов. - Киев: Здоров'я, 1980. – 348 с.
- Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В. Н. Платонов. – Киев: Вища школа, 1984. – 352 с.
- Селуянов, В.Н. Биологические закономерности в планировании физической подготовки спортсменов / В.Н.Селуянов, Е.Б.Мякинченко, В.Т.Тураев // Теория и практика физической культуры, 1993, с. 29-34.
- Смакотнин, Я.Ю. Перетренированность в спорте. - 2011. - Режим доступа: http://artgym.at.ua/publ/o_zdorove/peretrenirovannost_v_sporte/4-1-0-88
- Смирнов, М.Р. «Программирование» или «построение»? (заметки по поводу дискуссии по проблемам ТСТ) / М.Р.Смирнов // Теория и практика физической культуры, 1999. – № 12. – С. 43-47.
- Смирнов, Ю.И. Основные свойства и показатели спортивной подготовленности / Ю.И.Смирнов. - Малаховка, 1987.- 48 с.
- Соколова, Л.С. О факторах, определяющих развитие энергетических возможностей человека / Л.С.Соколова, Э.И.Пышняк, С.В.Черенина // Медицина и спорт. Материалы сов. - амер. симпоз., Москва-Ленинград, 1977. – Л., 1979. – С. 69-75.
- Солодков, А. С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: лекция / А. С. Солодков. – Л., 1988. – 39 с.
- Солодков, А.С. Физическая работоспособность спортсмена / А.С.Солодков. – СПб., 1995. – 43 с.
- Солопов, И. Н. Адаптация к физическим нагрузкам и физическая работоспособность спортсменов / И. Н. Солопов. – Волгоград: ВГАФК, 2001. – 80 с.
- Солопов, И. Н. Функциональная подготовка спортсменов / И. Н. Солопов, А. И. Шамардин. – Волгоград: «ПринТерра-Дизайн», 2003. – 263 с.
- Солопов, И. Н. Функциональная подготовленность и функциональная подготовка спортсменов/ И. Н. Солопов // Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов. – Волгоград, 2007. – Вып. 3. – С. 4-12.
- Солопов, И.Н. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов / И.Н. Солопов, Е.П.Горбанёва, В.В.Чёмов и др. - Волгоград: ВГАФК, 2010.- 346 с.
- Фомин В.С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов/ В.С.Фомин. - М., 1984. – 64 с.
- Шабир, М.М. Современная система годичной подготовки спортсменов высокой квалификации: автореф. дис. … док. пед. наук / М.М.Шабир.- Киев, 1988.- 32 с.
- Ширковец, Е.А. Как высветить «черный ящик»? О некоторых проблемах управления тренировкой пловца / Е.А. Ширковец // Все о плавании, водном поло, прыжках в воду, синхронном плавании: Ежегодник-88.- М.: Советский спорт, 1989.- С. 44-46.
- Эделев, А. Проблемы и перспективы совершенствования тренировочного процесса юных бегунов на средние дистанции/ А. Эделев // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2002. - № 6. - С. 13-22.
- Яковлев, Н.Н. Биохимия спорта / Н.Н. Яковлев. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 288 с.
- Astrand, P., Rodahl К. Textbook of Work Physiology / P.Astrand, K.Rodahl // Physiological bases of exercise. Ed. 2. - New York: McGrow Hill Book Co., 1977.—584 p.
- Astrand, P.O. Girls swimmers / P.O. Astrand // Acta Pediatrica supp. 147, 1963, P.1-75.
- Eriksson, B.O. Physical training, oxygen supply and muscle metabolism in 11–13–year old boys / B. O. Eriksson // Acta Physiologica Scandinavica. Suppl. – 1972. – Vol. 384. – Р. 5-48.
- Hollmann, W. Sportmedizin - Arbeits-und Treiningsgrundlagen. Stuttgart / W.Hollmann, T.Hettinger. - N. Y.: Schattauer, 1978. 697 S.
- Kreider, R. Overtraining in sport: terms, definitions, and prevalence / R. Kreider, A.C. Fry, M. O'Toole // Overtraining in sport / [eds. R. Kreider, A.C. Fry, M. O'Toole]. - Champaign: Human Kinetics, 1998. - P. 7-9.
- Portman, M. Planification et periodisation des programmes entrainement at competition. Track and field journal de athletisme (Ottawa) / M.Portman .- Summer, 1986, №30/ - S.5-15.
- Reid, V.L. Clinical investigation of athletes with persistent fatigue and/or recurrent infections / V.L. Reid [et al.] // Brit J Sports Med. - 2004. - Vol. 38. - P. 42-45.
- Saltin, В. Skeletal muscle adaptability: significance for metabolism and performance / B.Saltin, P.Golinick // Handbook of Physiology: Skeletal Muscle. Ch. 19. N. Y. 1983. P. 555.
- Smith, L.L. Cytokine hypothesis of overtraining: a physiological adaptation to excessive stress? / L.L. Smith // Med Sci Sports Exerc. - 2000. - Vol. 32. - P. 317-331.
- Sokolovas, G. Participation of elite swimmers: From USA Swimming's All - Time Top 100 Times / G.Sokolovas //USA Swimming, 2002. – Vol. 8, Number 2.
- Tschiene, P. Cuclo annuale d'allenamento SdS Rivista di cultura / P.Tschiene // Sportiva, 1985, 4(2), P. 16-22.
- https://sport-51.ru/article/proper-exercise/5986-metody-razvitiya-silovoy-vynoslivosti.html